Деструктивность языковой политики властей Украины

Деструктивность языковой политики властей Украины

Оглавление

Авторы: Копыл Иван Александрович, Гордеев Дмитрий Анатольевич

Украина является сложным социально-этническим образованием. По языковому признаку её территорию можно условно разделить на 3 региона: западный – разговаривающий на украинском языке, центральный – использующий в повседневном общении украинский и русский в равной степени, и самый густонаселенный – юго-восточный, в котором проживает преимущественно русскоговорящее население (Приложение 1). Кроме того, исторически сложилось так, что русский язык был и остаётся языком межнационального общения на Украине.

Казалось бы, федеративное устройство и учёт прав всех языковых групп в государстве является вполне логичным шагом для такого государства как Украина. Однако национализм за годы независимости, при намеренном попустительстве властей проявлявшийся в самых радикальных формах, пытался представить унитарное устройство как единственно возможную форму существования государства под эгидой украинской идеологии и в поле украинского языка.

С самого начала своей независимости 1991 года Украина руководствовалась принципами языковой политики, утвержденными законом «О языках в Украинской ССР», который был принят Верховным Советом УССР 28 октября 1989 года. В законе было закреплено положение, что украинский язык в республике является государственным (ст. 2), а русский язык – языком межнационального общения народов Союза ССР (ст. 4), причем Украинская ССР обеспечивала свободное общение на русском языке, а также гарантировала право пользоваться своим национальным языком, либо каким-либо иным языком (ст. 5).

Но несмотря на то, что в долгое время этот закон был единственным законом на Украине, регулирующим языковую политику, положения, касавшиеся соблюдения прав русскоязычного и иноязычного населения нарушались уже в 1990-х годах.

В 1991 году языковая ситуация в школах УССР выглядела следующим образом. В регионе «Запад-Юг» (17 областей) на украинском языке обучение велось приблизительно в 61% школ, на русском – в 38%; в регионе «Юго-Восток» (10 областей) на украинском – в 22,5% школ, на русском – в 77,5%. Поскольку, по результатам Всесоюзной переписи 1989 года в УССР из 51,5 миллиона человек населения украинцев насчитывалось 72,7% (37,4 млн.), а русских – 22,1% (11,4 млн.), это значит, что не только этнические русские, но и многие украинцы, как и представители других национальностей, обучали своих детей в школах с русским языком обучения (см. Приложение 2).

Подобная ситуация оставалась на Украине до 1996 года, когда украинские националистические движения, освоившись во власти, развернули новую волну украинизации. Именно с этого года началось увеличение школ с украинским языком обучения и сокращение школ с русским языком обучения.

В основу процессов, помимо националистических воззрений и установок, была положена разработанная к концу 1993 года  и введённая в действие постановлением Кабмина Украины №896 от 03.11.1993 государственная национальная программа «Образование» («Украина в XXI веке»)[1]. В разделе «Содержание образования» одним из стратегических заданий реформирования содержания украинского образования значилось «изучение украинского языка во всех учебно-воспитательных учреждениях, утверждение его как основного языка функционирования общеобразовательной, профессиональной и Высшей школы».

Как видно из Приложения 2, использование административного ресурса в деле «добровольно-принудительного» перевода средних школ Украины на украинский язык обучения, привело к тому, что количество школ с русским языком обучения в 17 западных и центральных областях Украины сократилось с 1991 по 2004 годы в 14 раз, а в 10 областях Юго-Востока – более, чем в полтора раза. В то время как «украиноязычных» школ на Западной и Центральной Украине увеличилось в 1,5 раза, а на Юго-Востоке – более, чем в 2 раза.

Реакцией на такую политику со стороны населения и региональных элит можно назвать прошедшие 27 марта 1994 параллельно с выборами в украинский парламент местные референдумы в Донецкой и Луганской областях. На голосование ставились животрепещущие и до сего дня вопросы двуязычия и союза с Россией. При этом киевские власти потребовали от областных советов назвать их «совещательными опросами», испугавшись, что результаты референдумов придется выполнять.

Так, например, в Донецкой области на вопрос «Согласны ли вы с тем, чтобы Конституция Украины закрепила функционирование русского языка в качестве государственного языка Украины наряду с государственным украинским языком?» из 2788802 голосовавших ответили «да» – 2430821 человек (87,16%), «нет» – 238017.

А на вопрос «Согласны ли вы с тем, чтобы на территории Донецкой области языком работы, делопроизводства и документации, а также образования и науки был русский язык наряду с украинским?» из 2793808 граждан ответили «да» – 2455949 человек (87,9%), «нет» – 191791 человек.

По словам политолога Владимира  Корнилова, итоги референдумов в Луганске и Донецке «были восприняты Киевом болезненно. Прокуратура, по указанию киевских властей, начала процесс оспаривания законности референдума, и в конечном итоге после принятия Конституции в 1996 году этот референдум был забыт»[2].

Стоит отметить, что решения о региональном двуязычии регулярно принимались различными местными советами (около 40 раз с 1991 по 2008 годы). При этом самыми настойчивыми были Одесский горсовет (1993, 2001, 2007 гг.), Николаевский горсовет (апрель и октябрь 1996, 2006), Донецкие горсовет (1995, 2006) и облсовет (1997, 2006), Луганский облсовет (1994, 2006). Но принятые решения регулярно отменялись после очередного усиления позиций националистов в структуре украинской власти.

Также стоит отметить, что согласно исследованию, проведённому Киевским международным институтом социологии в 2015 году, 52% населения Украины считают, что русский язык необходимо сделать вторым официальным в тех регионах, большинство населения которых этого хочет[3].

Одной из очередных попыток националистического лобби в Киеве повлиять на позиции русского языка на Украине стало рассмотренное в 1999 году Конституционным судом Украины (КСУ) дела «по конституционным представлениям 51 народного депутата Украины об официальном толковании положений статьи 10 Конституции Украины относительно применения государственного языка органами государственной власти, органами местного самоуправления и использования ее в учебном процессе в учебных заведениях Украины (дело о применении украинского языка № 1-6/99)», по которому 14 декабря 1999 года было принято решение №10-рп/99.  В нем трактуя статью 10 Конституции Украины (в которой говорится об украинском как государственном языке и о том, что «на Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств Украины», а также «государство способствует изучению языков международного общения»), КСУ решил, что:

1) украинский язык как государственный является обязательным способом общения на всей территории Украины при исполнении полномочий органами государственной власти и органами местного самоуправления;

2) в образовательном процессе языком обучения в дошкольных, общих средних, профессионально-технических и высших государственных и коммунальных образовательных заведениях Украины является украинский.

Но при этом, в соответствии с частью 5 статьи 53 Конституции Украины (право представителей нацменьшинств на получение образование на родном языке либо на изучение такового), КСУ указал, что «в учебном процессе могут применяться и изучаться языки национальных меньшинств». Интересно, что в официальных архивах электронных документов сегодня до сих пор можно найти «отдельное мнение» судьи КСУ Александра Мироненко, голосовавшего против принятия данного решения КСУ и резко раскритиковавшим содержание документа. «…Применение (а не общение, как отмечается в Решении) украинского языка является обязательным исключительно для сферы государственной (а не общественной или частной)», – указывает судья А. Мироненко, и продолжает: «Предписания относительно «обязательности общения на украинском языке в других публичных сферах общественной жизни» не могут устанавливаться не только КСУ, но и законом, поскольку это будет противоречить в первую очередь как части второй, так и части третьей той же статьи 10 Конституции Украины». Решение КСУ по мнению Александра Мироненко прямо противоречит статьям 1, 3, 6, 7, 8, 10, 11, 53(ч.5), 92 (пп. 4,6 ч.1), 147 (ч.2), 150 (п.2 ч.2) Конституции Украины, а также в большей или меньшей мере ограничивает конституционные права человека и гражданина, вмешивается в полномочия не только законодательной, но и исполнительной власти, т.е. входят в противоречие с отдельными положениями статьей 21, 22, 24, 26, 32, 34, 38, 64, 116 Конституции Украины[4].

Но поскольку решение КСУ было принято, в дальнейшем националистически ориентированные депутаты неоднократно предпринимали попытки продавить через Верховную Раду (ВРУ) законопроекты, в которой украинскому языку обеспечивалась бы монополия во всех сферах жизнедеятельности. В то же время блокировались инициативы закрепить законодательно русско-украинское двуязычие.

Тем не менее, с приходом к власти Виктора Януковича, в языковой сфере все-таки произошли изменения: «3 июля 2012 года был принят скандальный закон «О принципах государственной языковой политики». Документ более известный под названием «закон Кивалова – Колесниченко» (в честь его авторов). Их законопроект фактически предусматривал возможность официального двуязычия в регионах, где численность нацменьшинств превышает 10 процентов. Решение об особом статусе другого языка принимает местная власть. Сразу же после вступления в силу этого закона русский язык был признан региональным в Запорожской, Донецкой, Херсонской, Николаевской и Днепропетровской областях. Кроме того, его приняли в Севастопольском, Луганском и Краснолучском горсоветах»[5].

Стоит отметить что именно статус регионального языка для русского снял большую часть социального напряжения в украинском обществе.

В 2014 году на Украине произошёл государственный переворот, в результате которого к власти при поддержке заинтересованных олигархов пришли радикальные националисты. Если до этого на Украине по языковому вопросу происходила постоянная политическая борьба и украинизация проходила при значительном противодействии населения, общественных организаций и политических сил, то начиная с февраля 2014 года пришедшие во власть националисты повели государство курсом безапелляционной насильственной украинизации.

И уже 23 февраля 2014 года Верховная Рада проголосовала за отмену с таким трудом принятого в 2012 году закона Украины «О принципах государственной языковой политики», предоставлявшего русскому языку статус регионального. Отмена этого закона стала одним из факторов, оттолкнувших русскоязычные Крым и Донбасс от Украины, а также вызвала мгновенную реакция Запада: генсек Совета Европы Турбьёрн Ягланд выразил сожаление по поводу отмены закона, Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств Астрид Турс заявила, что «решение Верховной Рады Украины, об отмене закона об основах государственной языковой политики от 2012 года может привести к обострению ситуации». Крайне негативную оценку этого шага озвучили и западные дипломаты.

Под влиянием всего этого, исполняющий обязанности президента Украины, председатель Верховной Рады Александр Турчинов отказался подписывать постановление об отмене закона «Кивалова-Колесниченко», а, значит, последний продолжал оставаться в силе.

Но было поздно: конфликт в Донбассе уже начался. И резко националистическая риторика властей отнюдь не способствовала его окончанию. 

Затем с 2014 по 2016 годы под разными предлогами на Украине запрещают российские телеканалы, фильмы, книги, певцов и даже социальные сети, несмотря на явные нарушения международного законодательства в области свободы на доступ к информации (ст. 19 Всеобщей Декларации прав человека). Это также спровоцировало негативную реакцию со стороны международных организаций. Так специальный докладчик ООН по вопросу о праве на свободу убеждений и их свободное выражение Дэвид Кэй заявил, что запрет Киевом вещания каналов на русском языке нарушает международное законодательство в области свободы на доступ к информации, и что власти Украины не должны идти по пути запрета или ограничения работы СМИ.

Более того подобная практика ущемления прав русскоязычных граждан продолжается и в настоящее время на Украине. 18 сентября 2018 года депутаты Львовского областного совета на сессии приняли решение о моратории на публичное использование любого русскоязычного культурного продукта на территории области.

Параллельно на Украине идёт сокращение, а точнее, полное уничтожение обучения в школах на русском языке. Данная инициатива увенчалась принятием в 2017 году скандального закона Украины «Об образовании», который вызвал шквал критики со стороны некоторых европейских стран, а также ООН и ОБСЕ. В соответствии с этим законом, на Украине с 1 сентября 2018 года учиться на языках нацменьшинств (к которым отнесён и русский язык) можно будет в детском саду и начальной школе, параллельно изучая украинский язык в обязательном порядке. С пятого класса языки нацменьшинств можно будет изучать только как отдельную дисциплину. А с 1 сентября 2020 года образование станет полностью украиноязычным.

Кстати, данный закон подвергался изучению вышеупомянутой Венецианской комиссией, делегация которой с 30 октября по 1 ноября 2017 года посетила Киев. Целью визита было заявлена встреча «с украинскими властями и другими заинтересованными сторонами в рамках подготовки заключения о положениях нового Закона об образовании, регулирующего преподавание на языках Украины, по запросу МИД Украины»[6]. В ходе встречи с представителями национальных меньшинств перед комиссией были озвучены следующие факты: «В 2016-2017 учебном году на Украине функционировала только 581 государственная школа с русским языком обучения что составляет — 3,5% от общей численности 16 566 школ (на 1 сентября 2017 года) в стране. В этих 581 школе учится 227 тысяч учеников, что составляет около 6 % (5,97) от общего количества детей школьного возраста по всей стране (около 3,8 млн.). По Киеву 435 школ, из них с русским языком обучения – 8 по официальным данным, по нашим данным 5, что составляет от 1,83% -до 1,15% от общего числа школ в Киеве.  В каждой школе по два класса на потоке. На 60 мест в каждой школе претендует от 280 до 500 человек. Русских в Киеве проживает 22%».

Следует отметить, что по результатам работы Венецианской комиссии, закон Украины «Об образовании» все-таки был признан дискриминационным: «Новый закон не дает решений для языков, которые не являются официальными языками ЕС, в частности, для русского языка как наиболее широко используемого негосударственного языка. Менее благоприятное отношение к таким языкам трудно оправдать, и, следовательно, это порождает проблемы дискриминации. Подходящим решением будет внесение поправок в статью 7 и замена этого положения более сбалансированным»[7].

Несмотря на это, Украина сегодня реализует положения нового закона «Об образовании» без каких-либо изменений. Повторим, что с 1 сентября 2020 года школы с русским языком обучения на Украине могут полностью исчезнуть.

И, наконец, в начале 2018 года закон Украины «Об основах государственной языковой политики» от 13 апреля 2012 года был признан неконституционным (в соответствии с решением Конституционного суда Украины от 28 февраля 2018 года) и всё-таки отменён по формальным признакам – за «несоблюдение регламента при принятии».  И это несмотря на то, что закон 2012 года принимался в соответствии с положениями Конституции Украины, Декларации прав национальностей, Закона Украины «О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств», о чем говорилось в преамбуле к этому Закону[8].

Все мероприятия по тотальной украинизации проводятся на фоне националистической антироссийской риторики в украинских СМИ, создающих образ врага из всего русского, и безнаказанных акций запугивания со стороны радикальных националистов, например: нападения на инакомыслящих, блокирование работы государственных органов и телеканалов, политические убийства и т.п.

При этом реакция украинских властей на негативную оценку со стороны международного сообщества крайне слабая и выглядит как полное игнорирование критики в свой адрес.

Так же стоит отметить, что для начавшегося давления на русский язык нет абсолютно никаких социальных оснований и реальных предпосылок.

Единственная перепись в независимой Украине – Всеукраинская перепись 2001 года – проводилась при массе нарушений, а итоги ее подводились больше года[9]. Согласно переписи, русский язык назвали родным 29,59% населения, то есть помимо 18% зарегистрированных этнических русских им пользуются еще как минимум 10% населения. Но при этом на Украине власти настойчиво и абсолютно безосновательно относят русский язык к языкам национальных меньшинств. А что же делать с этническими украинцами, которые с рождения разговаривают на русском? По мнению многочисленных исследований реальное положение дел таково, что на юго-востоке Украины в среднем более 70% населения используют в домашнем общении русский язык[10]. В свою очередь максимальные  оценки по использованию русского языка на Украине по подсчетам российских социологических исследований в 2017 году достигали 66% граждан, использующих его в повседневном общении[11]. А по данным американского Института Гэллапа (Gallup, Inc) в рамках проведенного в 2008 году исследования на тему использования языка в повседневном общении, оказалось, что 83% опрошенных выбрали для работы анкеты на русском языке[12]. Можно допустить, что отток граждан с Украины в ходе войны и изменение политической конъюнктуры могли повлиять на искренность в ответах опрашиваемых в рамках последних исследований, однако пока очевидно одно: ситуация с языком на Украине настолько непрозрачная, что остается полем для политических спекуляций и манипуляций.

Политика, проводимая националистами во власти, идёт вразрез с жизненными реалиями. Регулярно продавливаются политические решения, часто противоречащие законодательству и Конституции Украины, а также нарушающие основополагающие права человека. Такая политическая ситуация в конечном итоге, приучила граждан игнорировать пафосную и неестественную украинизацию, приспосабливаясь к ее последствиям. Но впоследствии такой расклад закономерно привел к расколу и вспышке насилия на Украине: ведь политика украинских властей, взрастивших националистов и потакавших им, с одной стороны, активизировала радикальные националистические группировки, а с другой – подавила любое сопротивление по отношению к последним у мирного населения, приучив это самое население безропотно сносить издевательства и ущемления в культурной и языковой сфере.

И поэтому граждан Украины повсеместно дискриминируют по языковым, территориальным и политическим признакам. Более того украинские власти продолжают нарушать права человека в Донбассе. Мирные жители продолжают гибнуть. Минские соглашения блокируются. Но при этом официальный Киев разглагольствует о возврате Донбасса на Украину, не пытаясь даже по минимуму соблюдать права русскоязычного населения. Что касается всего Юго-Востока, то националистическое правительство Украины давно перестало выражать его интересы. И даже наоборот: начало дискредитировать его русскоязычное население. И пока это не изменится – будет всегда существовать высокая вероятность вооружённого конфликта в данном регионе.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Деструктивность языковой политики властей Украины

Деструктивность языковой политики властей Украины

Приложение 2.

Степень украинизации образования на Украине (по В. Маленковичу)

Приложение 2.

Степень украинизации образования на Украине (по В. Маленковичу)

 

Язык обучения

1991

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003-2004

Регион Запад-Центр

(17 областей)

укр.

61

88

89,3

91

93,6

95

96

96,5

97,2

русс.

38

11

9,7

8,5

5,6

4,6

3,8

3,4

2,7

Регион Юго-Восток

(10 областей)

укр.

22,5

29,2

31,5

33,8

37

40

44

46,5

49

русс.

77,5

70,5

68,2

65,7

63

60

56

53,5

50,5

Источник: http://www.igpi.ru/info/people/malink/1111152776.html

Приложение 3.

Результаты референдума («совещательного опроса») в Донецкой и Луганской областях 27 марта 1994 года

 

Донецкая область

Луганская область

Приняло участие

«да»

«нет»

«да»

«нет»

Согласны ли вы с тем, чтобы Конституция Украины закрепила функционирование русского языка в качестве государственного языка Украины наряду с украинским языком?

2788802

2430821

238017

1400852 (90,38%)

78596

(5,04%)

Согласны ли вы с тем, чтобы на территории Донецкой (Луганской) области языком работы, делопроизводства и документации, а также образования и науки был русский язык наряду с украинским языком?

2793808

2455949

191791

1416571 (90,91%)

70300

(4,51%)

Вы за подписание Устава СНГ, полноправное участие Украины в Экономическом Союзе, в Межпарламентской Ассамблее стран СНГ?

2797424

2481981

190907

1413960

(90,74%)

70679

(4,54%)

Согласны ли Вы с тем, чтобы Конституция Украины закрепила федеративно-земельное устройство Украины?

2795221

2227538

419794

Вопрос был запрещен к публикации в бюллетенях по решению суда

Всего внесено в списки для голосования

 

3 867 466

2 085 764


[1]

http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/

link1/KMP93896.html

[2] 

http://actualcomment.ru/referendum-o-federalizatsii-donbassa-20-let-borby.html

[3] 

https://www.kiis.com.ua/?lang=ukr&cat=reports&id=517

[4] http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/ link1/KS99010.html

[5] 

https://kp.ua/politics/564948-kak-ukraynskyi-y-russkyi-yazyky-v-ukrayne-za-vlast-borolys

[6] http://www.venice.coe.int/webforms/

events/?id=2473

[7] http://www.km.ru/world/2017/12/09/situatsiya-na-ukraine/815795-ukrainskii-zakon-ob-obrazovanii-evropa-priznala-diskri

[8] 

http://geo.1september.ru/article.php?ID=200304303

[9] Там же.

[10] http://www.iri.org/sites/default/files/

ukraine_nationwide_municipal_survey_final.pdf

[11] https://regnum.ru/news/224

http://www.iri.org/sites/default/files/ukraine_nationwide   _ municipal_survey_final.pdf2779.html

[12] https://news.gallup.com/poll/109228/ Russian-Language-Enjoying-Boost-PostSoviet-States.aspx?version=print

Поделиться
Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в twitter
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Свежие новости
Статьи
Доклады